Как правильно разделить пространство детского сада и школы
Обустройство внутренних помещений учебных учреждений жестко регламентировано санитарными нормами и требованиями безопасности. При этом главная задача каждого класса, игровой комнаты или рекреации — обеспечение комфортного для детей пространства, располагающего к учебе и отдыху.
Для большинства школ и дошкольных образовательных учреждений соблюдение всех норм и правил и обеспечение должного уровня удобств — сложная задача. Справиться с ней по силам только профессионалам, которые учтут требования санитарных врачей, пожарной безопасности, обеспечат необходимые условия для воспитательного и образовательного процесса.
Сотрудники компании NAYADA обладают должными навыками и опытом. За четверть века мы неоднократно оформляли пространство образовательных учреждений: детских садов, школ, интернатов. Среди объектов были как новые здания, которые мы зонировали с нуля, так и солидные советские постройки, интерьер и планировку которых мы модернизировали. В этой статье расскажем об особенностях организации отдельных помещений и нормативных требованиях к ним, покажем реальные примеры из нашей практики с применением перегородок в детском саду и школе.
Содержание
1. О нормативных документах и штрафах
В Бурятии сразу нескольким учебным заведениям вынесли предписания из-за того, что вход не обустроен пандусами и, как следствие, не обеспечен доступ маломобильных учеников. В Омской области школе выписали штраф за отсутствие противопожарных перегородок и не полное соблюдение прочих мер пожарной безопасности. Трещина в стене стала поводом для штрафа учебного заведения Самарской области. Это только несколько примеров, когда в силу разных причин школы оказываются не готовыми к учебному году. Но как заранее проверить, все ли в порядке?
По состоянию на август 2022 года, основным документом, который регламентирует обустройство образовательных учреждений, являются СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Они вступили в силу с 1 января 2021 года, заменив собой прежние СанПиНы. Ниже будем в основном ссылаться на них.
2. Вспомогательные помещения (раздевалка или гардероб)
В школьной раздевалке оборудуют места для каждого класса, исходя из площади не менее 0,15 м2 на ребенка. Для обучающихся начальной школы гардероб может размещаться в рекреациях (необходимо обустроить индивидуальные шкафчики) или в учебных кабинетах. В дошкольном учреждении раздевалка обычно располагается в приемной, где воспитатель ежедневно встречает и провожает детей, а также общается с родителями.
Площадь этой комнаты не должна быть меньше 18 м2. При наполняемости группы до 10 человек, этот параметр определяется из расчета 1 м2 на одного ребенка, но не менее 6 м2. Функции помещения и его оборудование разнятся в зависимости от возраста детей в группе. Причем, если речь идет о детях до 3-х лет, то групповая ячейка может располагаться только на 1 этаже.
Особенности зонирования помещения
1. Школьные раздевалки располагают на первом или цокольном этаже.
Гардеробы оснащают вешалками, крючками или шкафчиками, ячейками для хранения обуви, в помещении устанавливают лавки, чтобы ученикам было удобно переобуваться.
Проблема
В школах старого планировочного типа гардероб размещен в вестибюле. Обычно он состоит из помещения для 5-11 классов и помещения для начальной школы. Либо это общая раздевалка для всех. Уроки начинаются одновременно, поэтому утром в вестибюле и гардеробах толкучка.
Решение
Пересмотреть подход к планированию пространства раздевалки. В некоторых современных школах в вестибюле дети только переобуваются, потом относят вещи в раздевалки, оборудованные в цокольном помещении. Это не общий гардероб, а самостоятельные отсеки с отдельным входом. Для подобной организации пространства удобно использовать стационарные стеклянные перегородки. Они легко монтируются и сохраняют свет в помещении.
2. Раздевалка должна иметь визуально привлекательное гармоничное оформление. Особенно это важно в начальной школе и детском саду, чтобы сразу с порога пространство работало на поддержание психологического комфорта ребенка.
Проблема
Дети, как правило, не сразу адаптируются к пребыванию в детском саду. И именно в раздевалке они чаще всего плачут, так как необходимо расставаться с мамой.
Решение
Перегородки и двери для зонирования могут быть окрашены в яркие цвета, декорированы принтами с героями сказок или любимых мультфильмов. «Веселый» дизайн помогает переключить внимание ребенка, передает посыл, что тут интересно.
3. По закону «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273) отдавать детей в детский сад можно с двух месяцев. Не во всех дошкольных учреждениях предусмотрены группы для младенцев, однако если они есть, то в раздевалке нужно выделить комфортное место, где кормящая мама может раздеться, покормить и перепеленать ребенка. Согласно п 3.1.4 СП 2.4.3648-20, это помещение должно быть оборудовано:
- шкафом для одежды матери;
- раковиной для мытья рук;
- пеленальным столиком;
- стульями;
- креслом или диваном для кормления.
Проблема
В идеале место для кормления (лакторий) должно быть приватным, располагаться в отдельной комнате, но четких норм в действующем законодательстве на этот счет нет.
Решение
Лакторий можно зонировать при помощи стационарных перегородок либо отделить это место ширмой-перегородкой для детского сада.
Примеры реализации
Объект: детский сад Европейской гимназии
Продукт NAYADA: двери NAYADA-Magic
Зонирование помещений не должно приводить к созданию визуальных преград между педагогами и воспитанниками. Дети должны постоянно ощущать, что взрослые рядом и в любой ситуации придут на помощь. Поэтому в проекте мы отдали предпочтение стеклянным дверям.
А чтобы они не выглядели слишком «по-офисному» и создавали располагающую для детей атмосферу, декорировали их принтами ярких цветов, которые перекликаются с расцветкой напольной плитки.
Двери NAYADA-Magic звуконепроницаемы, а также обладают высокой стойкостью к механическим воздействиям. Скрытые петли в конструкции дверей – это забота о безопасности детей, как и надежность дверного полотна.
3. Учебные пространства (классы, спортзалы)
Это основная составляющая пространства образовательных учреждений. В школах площадь учебных кабинетов рассчитывается исходя из расчета не менее 2,5 м2 на человека при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 м2 при групповых и индивидуальных формах (п.3.4.14.).
В детских садах нет отдельных кабинетов или аудиторий, но есть групповые (игровые) комнаты, где проходят развивающие занятия.
Площадь групп для детей до 3 лет определяется из расчета не менее 2,5 м2 на одного ребенка.
Для остальных групп (3-7 лет) — не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета площади, занимаемой мебелью (п.3.1.1.).
Особенность зонирования учебных классов
1. В России набирает силу новый принцип организации школьного пространства: создание эффективной обучающей среды за счет многофункциональности и гибкости в использовании помещений.
Проблема
В школах старого фонда не всегда рационально использовано пространство. Например, есть просторные пустые рекреации, но не хватает кабинетов.
Решение
Использование трансформируемых перегородок позволит более гибко распоряжаться пространством. Ими можно отделить части рекреации, при необходимости превращая их в обособленные кабинеты, а потом вновь возвращая помещению целостность.
В общих требованиях санитарных правил (п. 2.3.2.) прописана возможность использовать трансформируемые пространства в соответствии с задачами образовательного процесса. Это касается не только организации дополнительных учебных кабинетов, но и трансформации других помещений: актового и спортивного залов, библиотеки, столовой.
Это удобное решение для зонирования пространства, так как оно позволяет гибко подстраивать его под возникающие потребности. Например, количество и площадь учебных помещений больше не ограничивается готовой планировкой, его можно менять в зависимости от наполняемости классов. Общественные зоны могут быть разделены на секции, необходимые для проведения конференций или работы в командах. При этом для формирования новых помещений не нужны затраты на глобальные перепланировки и ремонт.
Примеры реализации
Объект: экспериментальная школа в Некрасовке
Продукт NAYADA: трансформируемые стены NAYADA SmartWall
В школе перегородки установили в рекреациях, в нескольких классах и в спортзале. Для последнего случая специально изготовили глухие конструкции высотой 6 метров. Теперь, когда в спортзале одновременно занимаются два класса, стену полностью задвигают, и школьники не мешают друг другу.
4. Медицинские помещения (медкабинет и кабинет психолога)
Планировка медпункта регламентируется Методическим письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях» (утверждены 12 апреля 2010 г.).
В школах необходимо оборудовать кабинет врача и процедурную, а также кабинеты стоматолога и психолога (если заявляются соответствующие услуги). При медпункте обустраивают санузел.
В детских садах, согласно п. 7.1.1. Методического письма, медпункт должен состоять из кабинета педиатра, процедурной, изолятора и санузла. В зданиях, построенных по старым проектам, допустимо ограничиться только кабинетом врача и изолятором.
Особенности зонирования помещения
1. В медкабинете должны быть две переносные медицинские ширмы. Это определяет Приложение N3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н.
Проблема
Без наличия ширм кабинет не будет соответствовать Стандарту оснащения медицинского блока.
Решение
В качестве ширм могут быть использованы мобильные перегородки. Их изготавливают высотой до 2 метров. Внутрь монтируют глухие секции. Такие перегородки не крепятся к полу, а стоят на ножках, поэтому их можно свободно перемещать по медкабинету.
2. Беседы в кабинете психолога и врача должны оставаться приватными, а атмосфера — располагающей. Кроме того, шумные переменки не должны мешать разговору.
Проблема
В плане школы может быть не предусмотрен кабинет психолога. Его нужно организовать и при этом обеспечить звукоизоляцию.
Решение
Отдельный кабинет можно возвести без капитальных работ при помощи стационарных перегородок, отделив часть рекреации. Секции перегородок на алюминиевом профиле плотно примыкают друг к другу, что вкупе с уплотнителем обеспечивает звукоизоляцию до 40 дБ. Дополнительную шумозащиту даст использование не обычной двери, а модели с выпадающим порожком. Когда дверь закрывается, он автоматически закрывает пространство до пола.
Примеры реализации
Объект: детский сад Европейской гимназии в Москве
Продукт NAYADA: перегородки на основе конструкции NAYADA-Standart.
Здесь трудность представляла форма кабинета — помещение задумывалось длинным и узким, при этом окно было только одно. При таком раскладе сплошные глухие стены могут действовать угнетающе, психологу же важно, наоборот, расположить к себе, вызвать у ребенка доверие. В то же время и полностью стеклянные перегородки тоже не подходят, так как они нарушают приватность. Вряд ли кто-то решится обсудить конфликт с одноклассниками, сидя за прозрачной стенкой у всех на виду. Поэтому мы спроектировали комбинированный вариант: глухие перегородки со стеклянными вставками-«окошками». Они декорированы цветными пленками, чтобы защитить находящихся в кабинете от любопытных глаз.
5. Санитарно-бытовые помещения (туалет)
В школах, согласно п 3.1.10, санузлы размещают на всех этажах, отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. В помещениях должны быть умывальники, оснащенные дверями кабины, туалетная комната, оборудованная для маломобильных учеников. Также нужна отдельная кабина для учителей.
В женских туалетах для обучающихся 5–11 классов дополнительно устраивают кабину личной гигиены с биде.
В детских садах, согласно п.3.1.7, в каждой групповой ячейке свой санузел, слегка отличающийся оснащением в зависимости от возраста детей.
В туалете ясельной и первой младшей группы устанавливают умывальники, стеллаж для хранения индивидуальных горшков и слив для их мытья, детскую ванну или душевой поддон, раковину и отдельную кабину с унитазом для персонала, хозяйственный шкаф.
Для детей постарше ставят детские унитазы. Для старшей и подготовительной групп оборудуют отдельные кабинки для мальчиков и девочек. Во всех туалетах выделяют умывальную и санитарную зоны, а полы должны быть оснащены сливными трапами (п. 2.6.1).
Особенности зонирования санузлов
3. В санузлах образовательных учреждений должно быть место для хранения дезсредств и приготовления дезинфицирующих растворов.
Проблема
С 2021 г. санитарные правила (п.2.4.12.) требуют, чтобы для приготовления дезинфицирующих растворов использовалось отдельное помещение либо зона санузла, исключающая доступ детей.
Решение
Можно отделить зону с дезинфектантами стационарной перегородкой с дверью, закрывающейся на ключ.
4. Перегородки для санузлов должны быть влагостойкими и устойчивыми к постоянной обработке дезинфектантами.
Проблема
В школах старого фонда не все перегородки соответствуют этому требованию, а где-то их и вовсе нет, что может негативно влиять на ребенка, лишенного личного пространства.
Решение
Существуют специальные сантехнические конструкции. Они представляют собой секции на каркасе из устойчивого к коррозии анодированного алюминия. Для заполнения секций используют влагостойкие ЛДСП или HPL. Это безопасные материалы, которые не выделяют токсичных веществ и могут использоваться в сантехнических перегородках для детского сада и школы. Им не страшны брызги, влажная уборка и дезинфекция.
Примеры реализации
Объект: детский сад №1 мкр Покровский. г.Красноярск.
Продукт NAYADA: сантехнические перегородки.
Перегородки между унитазами в детском саду не должны превышать 1,2 м. Это важно, чтобы воспитатели могли видеть детей. В то же время высота должна быть достаточной для того, чтобы сохранялась приватность, и дети не заглядывали к соседям по кабинкам. Выбранный размер конструкций как раз удовлетворяет обоим условиям.
Для зонирования кабинки воспитателя использована полноразмерная туалетная перегородка со встроенной дверью.
Все конструкции имеют плоскую поверхность из влагостойких материалов, рассчитанную на многократную влажную уборку и обработку дезрастворами.
6. Заключение
Мы рассмотрели в статье только те помещения, которые имели четкие особенности или нюансы в зонировании. На практике NAYADA работала со всеми возможными пространствами в образовательных учреждениях и обладает достаточным опытом, чтобы качественно, в срок и на должном уровне решить все задачи по проектированию и обустройству помещений учебного заведения. Мы избавим руководителя образовательного учреждения от множества хлопот, связанных с правильной планировкой и оформлением пространства. У нас много успешно реализованных проектов для школ и детских садов, мы знакомы с требованиями, предъявляемыми к образовательным учреждениям, и имеем опыт участия в тендерных процедурах.